Познаем компьютер вместе

выберите Archive Gorod48.ru HB HT InoPressa KM.RU LM REGNUM SP Spartak.com АdMe.ru АВАГЯН Вазген АЛАДИН Александр АЛЕКСАНДРОВА Елизавета АЛЕКСЕЕВ Никита АЛЕКСЕЕВА Ольга АЛКСНИС Виктор АНДРЕЕВА Серафима АНДРЕЕВА Серафима АНДРЕЕВА, РИГИН АРБАТОВ Алексей АРИСТАРХОВ Владимир АРТЕМОВ Антон АРХИВЫ АФАНАСЬЕВ Михаил Адвокат ПОТАПОВ Архивы БАБУШКИН Василий БАБУШКИН Василий БАКЛАНОВА Алёна БАКШЕЕВА Элла БЕЛОУСОВ Александр БЕЛЬКОВ Сергий БЛАГОЕВА Мария БОДРОВ Андрей БОНДАРЕНКО Надежда БОНДАРЕНКО Юрий БОРИСОВА Валентина БОЧКАРЕВ Тарас БОЩЕНКО Игорь БРУНО Даниэль БУКЕЕВ Рустам БУКИН Алексей БУРАКОВ Константин БУРОВСКИЙ Андрей БУШ Джордж Би-Би-Си ВАСИЛЬЕВ Георгий ВАСИЛЬЕВ Павел ВАСИЛЬЕВА Ольга ВЕЛИКАНОВ Евгений ВЕРЁВКИН Сергей ВЕРЁВКИН Сергей ВЕРЁВКИН, НАЗАРОВ ВЕРНЕР Дима ВЕРХОВЦЕВА Нина ВЕРХОТУРОВ Дмитрий ВИЗИНТАЙНЕР Эрманно ВИНОГРАДОВА Лариса ВИРЕН Денис ВИШНЯКОВА Елена ВМЕСТЕ ВОЛЖЕНКОВ Павел ВОЛКОНСКАЯ Мария ВОЛОШИН Анатолий ВОЛОШИН Максим ВОРОБЬЕВ Сергей ВОРОБЬЕВА Екатерина ВОРОЖБИЦКАЯ Наталия ВОРОНИН Павел ВС ВСЕВОЛОДОВА Майя ВТОРНИК Виктор ВХ ВЦИОМ ГАБДРАХМАНОВ Ильдар ГАВРИЛОВА Анна ГАЗОВ А., ИСТОМИН В. ГАЗОВ А., КОЛЬЦОВ С. ГАЗОВ Александр ГАЗОВ Александр ГАЗОВ, ГРАЧ, ИСТОМИН ГАЗОВ, КРАВЦОВА ГАЗОВ, ЧЕРНОВ, ИСТОМИН ГАРМАТЮК Владимир ГАРСПАРЯН Армен ГАСПАРЯН Армен ГД ГЕРАСИМОВ Анатолий ГЕРИНАС Валентина ГЛАЗУНОВ Олег ГЛАЗЫРИН Алексей ГЛАЗЫЧЕВ Вячеслав ГЛАЗЬЕВ Сергей ГЛЕБОВ Борис ГНЕДОВСКИЙ Василий ГОЛУБЕВ Владимир ГОНДУСОВ Владимир ГОРБАНЕВСКИЙ Михаил ГОРЕВОЙ Руслан ГОРЫНИНА Елена ГОФМАН Михель ГОЦУЛЯК Сергей ГОЦУЛЯК Сергей ГРАЧ Д., МАРТИШИН Г. ГРАЧ Денис ГРАЧ Денис ГРАЧ, ГАЗОВ ГРАЧ, ИСТОМИН ГРАЧЕВ Сергей ГРИГОРОВ Сергей ГРИКУРОВА Инесса ГРОМЫКО Алексей ГУНДАРЕВА Ирина ГУНДАРОВ Игорь ГУРОВ Филип ГУРОВА Мария ГУСЕВ Макс ГУСЕВА Екатерина ДАВЫДОВ Алексей ДАВЫДОВА Елена ДАНИЛИН Павел ДАНИЛОВА Екатерина ДАЦКО Ольга ДАШИЧЕВ Вячеслав ДЕЛЯГИН Михаил ДЕНЕЖКИНА Елена ДЗЮБА Олег ДИКИЙ Андрей ДМИТРИЕВСКИЙ Александр ДОЛЖЕНКОВ Игорь ДОНСКОЙ Егор ДОРМИДОНТОВ Вадим ДОРОНИН Анатолий ДУГИН Александр ДУДИНА Светлана ДЬЯЧЕНКО Александр Дайджест ЕЛЬШОВ Евгений ЕРЕМИН Алексей ЕРМАКОВ Никита ЕРОФЕЕВ Константин ЕРУКОВА Наталья ЕРШОВА Анна ЖИРИНОВСКИЙ Владимир ЖУКОВ Владимир З.НИКИТИН ЗАБОЛОЦКИЙ Николай ЗАВОЛЬСКИЙ Дометий ЗАГОРУЙКО Анастасия ЗАИКИН Семён ЗАСУРСКИЙ Ясен ЗАТУЛИН Константин ЗАХАРОВ Роман ЗЕМСКОВА Светлана ЗИЛЬБЕРМАН Антон ЗНАТНОВ Александр ЗОРИН Иван ИВАНОВ Алексей ИВАНОВ Вилен ИВАНОВ Иван ИВАШОВ Леонид ИВАШОВ Николай ИВЛИЕВ Григорий ИЛЮХИН Виктор ИСТОМИН В., КАРАПЕТЯН М. ИСТОМИН Всеволод ИСТОМИН Всеволод ИСТОМИН, ГРАЧ ИСТОМИН, КОРЖ ИТАР-ТАСС Интерфакс КАБАНОВ Игорь КАБЛУКОВ Максим КАЗАНСКИЙ Валерий КАЛАШНИКОВ Максим КАЛИНИНА Галина КАРА-МУРЗА Сергей КАРАПЕТЯН КАРАПЕТЯН Манэ КАРАЧАРОВ Андрей КАРЛОВ Юрий КАРПЕЦ Владимир КАСТРО Фидель КАТАЕВА Виктория КАЧАЛОВ Егор КИРИЛЕНКО Лидия КИРИЛЛ КЛЕМЕНТЬЕВ Александр КНЯЖИЦКИЙ Александр КОБАЛАДЗЕ Юрий КОБЕЦ Виктория КОВАЛЬ Владимир КОКОШИН Андрей КОЛЕСНИКОВ Сергей КОЛЕСНИКОВ, ДОЩИЦЫН КОЛЬЧЕНКО Евгения КОНКИН Юрий КОРЖ Виталий КОРЖ Виталий КОРОСТЕЛЕВ Александр КРЕМЛЕВ Сергей КРЕСЛАВСКИЙ Владимир КРЫЛОВА Евгения КУБЛАХАНОВ Иван КУДРЯВЦЕВ Николай КУЗНЕЦОВ Александр КУЗНЕЦОВ Андрей КУЗНЕЦОВ Илья КУЗЬМИН Александр КУРБАТОВ Никита КУРЛЯНДСКИЙ Игорь КУРНОСОВ Валерий КУРЬЯНОВИЧ Николай КУТИНА Ирина КУЧЕРЕНКО Владимир ЛАВРОВ Владимир ЛАПКИН Константин ЛАПУНОВ Вадим ЛЕБЕДЕВ Иван ЛЕБЕДЕВА Анна ЛЕКАРЕВ Станислав ЛЕОНИДОВ Александр ЛИПАТОВ Петр ЛИХАЧЕВ Алексей ЛОГВИНОВА Катерина Левада-Центр МАКАРОВ Андрей МАКСИМОВ Владимир МАЛИНЕЦКИЙ, КАЛАШНИКОВ МАНН Юрий МАНЯГИН Вячеслав МАРКОВ Сергей МАСЛОВ Евгений МЕДВЕДЕВА И., ШИШОВА Т. МЕДВЕДЕВА Ирина МЕДИНСКИЙ Владимир МЕДИНСКИЙ и ХИНШТЕЙН МЕЛИХОВА Евгения МЕЛИХОВА Татьяна МИД РФ МИНТУСОВ Игорь МИРОНОВА Татьяна МИХАЙЛОВ Илья МИХЕЕВ Сергей МОЛЕВ Кирилл МОЛЧАНОВА Алена МОРОЗОВ Александр МОРОЗОВА Людмила МОРОЗОВА Ника МОСЕЕВ Василий МОСКВИН Егор МУЛЬТАТУЛИ Петр МУХИН Юрий НАЗАРОВ Александр НАЗАРОВ Андрей НАЗАРОВ Андрей НАЗАРОВ Юрий НАЗАРОВ, ТИМОШЕНКО НАРИНЬЯНИ Алена НАУМОВ Станислав НЕЖИДЬКО Тарас НЕПОМНЯЩИЙ Валентин НИЖЕГОРОДЦЕВ Андрей НИКИТИН Афанасий НИКИТИН Валерий НИКИТСКИЙ Михаил НИКИФОРОВ Алексей НИКОНОВ Вячеслав НОЖНИН Сергей Наша почта ОВП ОВЧИННИКОВА Тамара ОМАРОВ Нурдин ОРЛОВ Степан ОСИПЕНКО Роман ОСИПОВ Александр ОСИПОВ Дмитрий ОСОРГИН Михаил ПАРШЕВ Андрей ПЕТУХОВ Виктор ПЕТУХОВ Юрий ПЛАТОНОВ Владимир ПОДЕРНИ Вадим ПОЗДНЯКОВА Елена ПОКАЧУЕВ Александр ПОЛОНИЦКИЙ Пётр ПОЛЯКОВ Дмитрий ПРИВАЛОВ Александр ПРОБАТОВ Михаил ПРОБАТОВ Михаил ПРОКОФЬЕВ Сергей ПРОТАСОВ Алексей ПРУСС Ирина ПУРИН Алексей ПУШКИНА Ирина Пресс-служба Протоиерей ЧАПЛИН РАБИНЕР Игорь РАШКОВСКИЙ Александр РБК РЕУТСКИЙ Алексей РИА Новости РОМАНОВА Елена РОХАЛЬСКИЙ Сергей РУБЦОВ Юрий РУДЕНКО Юлия РУМЯНЦЕВ Олег РЫЖКОВ Николай Редакция Росстат САНЦ Даниэль Бруно САПИН Семен САПОГОВА Екатерина САХАРОВ Андрей САХАРОВА Людмила СЕВАСТЬЯНОВ Александр СЕВЕРСКАЯ Наталия СЕЛЕЗНЕВА Анна СЕМАГО Владимир СЕМЕНОВ Анатолий СЕМЕНОВ Владимир СЕРГАЦКОВА Екатерина СИЗОВА Татьяна СИМОНИЯ Нодар СИМОНОВ Алексей СИРОТИН Арсений СИТНИКОВ Сергей СЛАЩЕВА Юлиана СМИРНОВ Евгений СОКОЛОВА Ирина СОКОЛЬСКАЯ Анна СОЛАРЕВ Артем СОЛЖЕНИЦЫН А.И. СОЛОВЬЕВА Мария СОЛОМАТИН Юрий СПИРИДОНОВА Наталья СТАРИКОВ Николай СТАРК Вадим СТАРОСТИНА Наталья СТИЛЛАВИН Сергей СТРОНИЧ Михаил СТРУГОВЕЦ Валерий СУРКОВ Владислав СУХАРЕВ Владислав Сеть Соб.инф. Стенограмма ТАРАСЕНКО Олеся ТАШМАТОВА Виктория ТЕПЛОВ Евгений ТЕПЛОВ, ГРАЧ ТИМОШЕНКО Борис ТИМОШЕНКО Борис ТУМАНОВ Владимир ТЮРНИКОВА Анастасия УВАРОВ Сергей УЖАНОВ Александр УК УРНОВ Марк ФЁДОРОВ Алексей ФЕДЯКИН Алексей ФЕЙН Игорь ФЕТИСОВ Андрей ФЗГ ФЗГ ФИЛИН Павел ФИЛИППОВ Александр ФЛОРИН Дмитрий ФРОЛОВ Кирилл ФУРС Александр Финам FM ХАЗИН Андрей ХАНОВ Гай ХАРЦИЗОВ Сергей ХАРЧЕНКО Владимир ЦАРЬКОВА Галина ЦЫГАНКОВ Анатолий ЧАДАЕВ Алексей ЧЕДВИК Саймон ЧЕРКАШИНА Лариса ЧЕРКАШИНА Лариса ЧЕРНОВ Пётр ЧЕРНОВ Федор ЧЕРНЫШОВ Алексей ЧЕРНЫШОВ Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ Александр ЧУБАЙС Анатолий и др. ЧУДИНОВА Елена ЧУДИНОВА Елена ЧУМАКОВ Виктор ЧУЧКОВ Вадим ШАБУНИН Алексей ШАМИР Исраэль ШАПОВАЛОВА Лера ШАРГУНОВ Сергей ШАТИЛОВ Александр ШЕВЧЕНКО Максим ШЕВЧЕНКО Тарас ШЕЛУХИН Анатолий ШЕСТЕРНИНА Елена ШИПИЛОВ Андрей ШИШОВА Татьяна ШМЕЛЕВ Николай ШМИДТ Сигурд ШУБИН Валерий ШУНИН Александр ЩЕГОЛЕВ Игорь ЭКМАН Пол ЭНГЕЛЬГАРДТ А.Н. ЮРКЕВИЧ Владимир ЮРЬЕВ Михаил ЮРЬЕВА Елена ЯКУНИН Дмитрий ЯМЩИКОВ Савва

взгляд психоаналитика

Это далеко не первая, и, разумеется, не последняя статья о психологии компьютерных игр , которая написана для психологического сайта. Тема благодатная - компьютеры стали неотъемлимой частью жизни, а компьютерные игры - соблазнительным способом провести свободное время.

  • Почему люди играют в компьютерные игры?
  • Компьютерная игра: это хорошо или плохо?
  • Как избавиться от игровой зависимости?

Эти и другие похожие вопросы каждый день тысячи людей задают Яндексу. Рассматривая эти вопросы через призму психоаналитического опыта, попробую дать на них свои ответы.

Люди, которые играют в игры

Существует распространенное заблуждение, что в компьютерные игры играют преимущественно подростки. Это не совсем так. Скорее подростки более открыто обсуждают свои игры. Взрослые же люди часто считают тот факт, что их привлекают определенные компьютерные игры, несколько смущающим или и вовсе постыдным. И продолжают играть в них, не афишируя этот факт среди друзей и посторонних людей. Фактически, компьютерные игры могут захватить человека любого возраста, пола, семейного и профессионального статуса.

Почему компьютерные игры привлекательны?

Игра может занять довольно много времени (при этом - не всегда свободного). Тем не менее, многие люди предпочитают провести время именно за монитором. Почему это происходит?

Компьютерные игры позволяют перенестись в "иной мир". Они, как ничто другое, позволяют погрузиться в этот мир очень глубоко, и даже на уровне тела чувствовать его виртуальную реальность. Ситуация игры позволяет быть внутри нее настолько свободным, насколько никогда не позволит "реальная реальность". Самое страшное последствие ошибки или неудачи в игре - необходимость закрыть ее и начать сначала.

Игры оказываются привлекательны тем, что позволяют почувствовать нечто , чего не хватает в обычной жизни. Либо, напротив, НЕ чувствовать что-то, чего в жизни имеется с избытком. Кроме того, некоторые игры позволяют хотя бы на время побыть кем-то другим, кем-то привлекательным, кем человек хотел бы себя почувствовать.

Пример 1. Быть Ларой Крофт?

Ряд игр, особенно ролевые игры, предоставляют возможность почувствовать себя иным человеком , чем в реальности. Например, бесстрашным, мужественным, сильным спасителем невинной жертвы ужасных монстров, или красивой, умной, спортивной, исключительно привлекательной женщиной-археологом, готовой рискнуть жизнью ради обретения невероятных артефактов.

Возможность чувствовать собственную силу, привлекательность, бесстрашно рисковать, успешно распутывать хитроумные загадки - почти наркотик. И тем он сильнее, чем меньше возможностей почувствовать то же самое у человека в его реальной жизни.

Пример 2. Убей монстра!

Многие игры имеют ярко выраженный агрессивный контекст: убить как можно больше врагов! сокрушить ужасного монcтра! набрать силу и стать непобедимым! Игрок чувствует азарт, силу, мощь, и глубокое удовлетворение от массового уничтожения виртуальных существ. Может возникнуть впечатление, что игра вызывает агрессию, которой у человека до этого не было - веский довод против компьютерных игр?

Почему же эти игры оказываются так привлекательны для, казалось бы, совершенно мирных, иногда даже робких в обычной жизни людей? Потому что они позволяют проявиться подавляемой им и агрессии . Они помогают выразить то, что человек не позволяет себе проявлять в реальности - ведь чем больше какое-то чувство подавляется, тем сильнее и сильнее оно становится где-то глубоко внутри. Виртуальная ситуация безопасна, она дает возможность не испытывать страх и чувство вины - те чувства, которые составляют основу подавления агрессии.

Увлечение агрессивными играми - это попытка войти в контакт со своей агрессией и, возможно, научиться управлять ей. Правда эта попытка не всегда бывает успешной, ведь виртуальная реальность все же сильно отличается от реальной.

Пример 3. Собирая пасьянс...

Целый пласт компьютерных игр (например, логические) созданы для того, чтобы скоротать время в ситуациях вынужденного ожидания. Но иногда оказывается, что время вовсе не лишнее, а от простой и достаточно монотонной игры невозможно оторваться. Казалось бы, ну а тут-то что затягивает?

Занимая свое внимание, сосредотачиваясь на решении задач разной степени сложности, наблюдая за чередой привлекательных визуальных образов, уходя в незатейливый виртуальный мир цветных шариков, карт, красивых схем, человек на время отодвигается от состояния тревоги . Перекладывая карты, группируя шарики по цветам или собирая слова из букв, человек на время останавливает поток тревожных мыслей и образов. Но возвращение к реальности возвращает и тревогу.

Компьютерные игры: за и против?

Компьютерные игры могут выглядеть абсолютно бессмысленным времяпрепровождением, если смотреть на них лишь с позиции внешней реальности. Для нее человек, проводящий часы перед монитором, практически потерян. Но раз люди чем-то занимаются, значит это имеет какой-то психический смысл. Какой?

С точки зрения внутренней (психической) реальности, компьютерные игры представляют для игрока своеобразный способ психической саморегуляции . Процесс игры позволяет снять психическое напряжение (до некоторой степени). Так что в игру "уходят" от стресса, неудовлетворенности своей жизнью и самим собой, от невозможности проявить в реальных отношениях какие-то сильные эмоции.

Этот способ обращаться с трудностями имеет сходство с использованием алкоголя в качестве способа регуляции своего состояния: игра (как и алкоголь) позволяет быстро (но лишь на короткое время) изменить внутреннее состояние и снять напряжение. Когда к играм как к средству достижения внутреннего баланса прибегают часто, возможно развитие игровой зависимости . Механизм образования алкогольной и игровой зависимости схож: когда психическое напряжение очень высоко, находится простой и довольно приятный способ ее быстро снять. Этот способ не требует особо больших затрат времени, энергии, денег... В случае алкоголя в действие вступает также химическая зависимость. Создатели компьютерных игр борются за своего клиента, используя различные психологические приемы, схемы, уловки, стараются создавать такие игры, которые затрагивают действительно глубокие струны в человеческой душе.

Считается, что самую сильную зависимость вызывают сетевые игры. Входя в контакт с другими игроками в своем виртуальном образе, у человека возникает иллюзия реальных отношений, реальной жизни. Тогда легко потерять счет часам, а иногда и дням. Физические потребности, обязательства перед другими, обстоятельства жизни уходят на задний план, и "фигура превращается в фон" - виртуальная реальность становится для игрока более реальной, чем "реальность оффлайна".

Виртуальная реальность: вход и выход

Если компьютерные игры стали чем-то большим, чем удобный способ скоротать свободное время, человек сталкивается с тем, что страсть к игре начинает нарушать ход его повседневной жизни. Желание уйти в игру становится очень требовательным, даже навязчивым. И тогда может возникать понимание: "игры кончились", началась игровая зависимость . Что делать?

Некоторым людям удается отказаться от игр сравнительно просто. Это люди с очень большой силой воли и не очень далеко зашедшей страстью к играм. Как правило, такие люди, осознав свою зависимость, просто отказываются от игры, удаляя ее из компьютера, и находят для себя другие, более устраивающие их способы справиться с напряжением жизни.

Иногда, друзья, осознавшие свою зависимость, отказываются от игр вместе . Возникает эффект группы: вместе легче отказаться от образовавшейся привычки, проще найти себе уже подзабытые занятия в реальной жизни. Ну и, конечно, другой человек, взятый в союзники в борьбе с зависимостью - это и контролер (перед которым стыдно сорваться), и поддержка (так необходимая иногда в борьбе с самим собой). Конечно, в качестве такого человека может выступать кто-то близкий, кто сам игровой зависимостью не страдает. Он может "усилить собой" захваченное страстью "Я" игрока, предложить в помощь свою силу воли и решимость найти выход из виртуальной западни. Но эта помощь по-настоящему эффективна, только если игрок осознает свою зависимость и сам хочет от нее избавиться.

Иногда справиться с зависимостью в одиночку или даже при помощи друзей и близких не удается, несмотря на все усилия и желание. Обычно это связано с тем, что есть не просто привычка, а серьезная внутренняя привязка к игре. Это происходит, когда игра "обслуживает" какие-то важные психологические потребности или отвлекает от серьезных психологических проблем. Тогда невозможно просто закрыть игру и выключить компьютер - пока есть проблемы, наша психика будет искать их решение (а самый простой путь - виртуальное псевдорешение - она уже нашла и просто будет его повторять!). Поэтому избавление от игровой зависимости часто лежит через уменьшение уровня тревоги, освобождение от внутренних конфликтов, принятие себя, самоуважение и увеличение способности активно проявлять себя во внешнем мире, увеличение способности строить и поддерживать близкие отношения с другими людьми, обретение смысла собственной жизни .

Психолог-психоаналитик
Обучающий аналитик и супервизор ЕКПП

Наверняка вы не поверите мне на слово. Ведь мы привыкли, что игры ассоциируются с бесполезным занятием, которое приносит удовольствие только детям и странным взрослым, которые играют вместо того, чтобы содержать семью, общаться с друзьями и ездить на рыбалку по выходным. Я правильно выразил ваши мысли?

Для начала я приведу вам исследование , проведенное Университетом Северной Каролины, которое доказало, что взрослые люди, играющие в компьютерные игры, более счастливы и меньше подвержены депрессии, чем те, кто не признает игры.

Стоит ли верить этому исследованию? Думаю, да. Хотя бы потому, что исследования, которое бы доказывало негативное влияние игр на эмоциональный фон человека, нет. Конечно, все мы слышали о геймерах, которые теряли сознание от того, что сутки проводили в играх. Но это, скорее, исключения из правил, чем норма.

Вдобавок к этому исследованию я хотел бы привести 10 причин, почему взрослым стоит играть в компьютерные игры.

Вы установите связь со своим внутренним ребенком

Лишь некоторые из нас после работы занимаются чем-то интересным для себя. И постоянные мысли о работе (особенно нелюбимой) приводят к депрессии и скуке.

Вы можете выбрать себе любое хобби, которое вам по душе. И если это игры, то почему бы и нет? Вспомните, как много вы играли в детстве. Создав такую связь с собой в детстве, вы поймете, что можно получать удовольствие от многих вещей, не только от игр.

Игры помогают побороть стресс

Чем старше мы становимся, тем больше проблем и обязательств сваливаются на нашу голову. Кредиты, долги, проблемы на работе - все это создает стрессовые ситуации. В первую очередь вам нужно понять причину стресса и избавиться от нее. А компьютерные игры могут помочь вам расслабиться и на некоторое время отвлечься от ежедневного стресса.

Они развивают воображение

Любой, кто когда-либо играл в компьютерные игры, может сказать, что они заставляют работать воображение, ассоциировать себя с главным героем и внимательно следить за сюжетом. Поможет ли это вам в реальной жизни? Пожалуй, да. Ведь всем нам нравятся люди с богатым воображением.

Игры - отличная тема для разговора

Вы удивитесь, но множество людей играют в компьютерные игры. И в следующий раз, когда вы будете на вечеринке, попробуйте ненароком спросить у своего собеседника об этом. И если он любит играть, у вас найдется хорошая тема для разговора.

Вы научитесь находить баланс между работой и развлечениями

Если вы не можете отвлечься и играете сутками напролет, то дело не в том, что игры плохие. Дело в вас. А игры - всего лишь один из способов отвлечься от проблем в жизни. Не было бы их, вы бы нашли что-то другое. Постарайтесь отыскать золотую середину между развлечениями и обязанностями.

Игры развивают зрительно-двигательную моторику

Исследования доказывают, что люди, играющие в компьютерные игры, имеют лучшую моторику и координацию. Таким образом, вы развиваете свои физические навыки. Многие виды деятельности требуют хорошей координации и моторики. К примеру, вождение.

Времяпрепровождение с друзьями

Если вы устали ходить в одни и те же места со своими друзьями, попробуйте разнообразить ваш досуг компьютерными играми. Это может укрепить ваши отношения и поможет не отдалиться от друзей.

В играх всегда есть цель

В играх всегда есть цель, будь то выход на новый уровень или иное достижение. Это делает ваше времяпрепровождение более интересным и захватывающим.

Упражнения можно превратить в игру

Тренировки в и на - это замечательно. Но иногда они становятся слишком монотонными и надоедают. В таких ситуациях гаджеты вроде Kinect или Wii могут стать отличной отдушиной.

Ужасные минуты ожидания в прошлом

Очереди в банках, больницах и других заведениях иногда сводят с ума. Именно в таких ситуациях увлекательная игра на вашем смартфоне, планшете или консоли может помочь не только интересно провести время, но и сэкономить нервные клетки.

Какое место в вашей жизни занимают игры? Считаете ли вы их детской забавой, или все же это хороший способ провести время?

Часто, когда у человека спрашивают, зачем он/она играет в компьютерные игры, возникает ступор. «Что за глупый вопрос?» - именно таким будет ответ в большинстве случаев. Если же попытаться добиться более аргументированного ответа, то можно услышать: «это весело, помогает расслабиться после работы» или «это как погрузиться в многотомный увлекательный роман, в котором ещё можно и поучаствовать» или «это неотъемлемая часть моей жизни, я с самого детства играю».

Люди редко задумываются о столь важном вопросе, из-за чего ответ на него часто звучит как оправдание или попытка защититься от тех, кто не воспринимает компьютерные как равноправное медиа наравне с кино и литературой. Но я абсолютно убеждён, что вам необходимо найти правильный ответ, чтобы играя не тратить время просто так, а получать максимум пользы.

Игры в том или ином виде существуют в человеческом обществе с его зарождения, а само понятие присутствует в языке каждой культуры. Согласно толковому словарю русского языка Ожегова, «игра - занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования». Это способ выместить лишнюю энергию, получить яркие эмоции и всячески повысить уровень эндорфина в крови участников. Но верно ли это утверждение для всего, что мы по привычке называем играми?

В древние времена единственным исключением, пожалуй, являлись шахматы. Придуманные не меньше, чем 1500 лет назад, они наглядно продемонстрировали, что в играх имеет место не только физическая сила и выносливость, но и умственная работа. За редким исключением игры неизменно ассоциировались с бесцельным времяпрепровождением в течении всей человеческой истории. И, должен сказать, небезосновательно.

С началом информационной эры человечество столкнулось с новым видом игр, которые так и стали называть - «компьютерные». Но почему всё то же старое слово «игра» было использовано для чего-то столь нового и необычного? Что вообще может объединять, например, шахматы и футбол с одной стороны, и Stanley Parable с Dota 2 с другой. Мы привыкли называть это «геймплеем» - или попросту взаимодействием/интерактивностью. В играх на свежем воздухе или в шутерах- это взаимодействие между членами команды. В Journey или Stanley Parable - взаимодействие между игроком и игровым миром.

Действия участников всегда во всех случаях направлены на конкретный результат: забить гол, поставить мат оппоненту или уничтожить главную башню команды противника - ясные и очевидные цели. А вот ради чего играть, например, в Stanley Parable с точки зрения именно игры - абсолютно непонятно. В ней нет цели, нет конца, она не призывает быть «быстрее, выше, сильнее», чем кто-то ещё. В тоже время в Journey есть понятная с самого начала задача - дойти до горы, но и здесь никто не предлагает соревноваться с другими людьми. Так зачем мы играем?

Отвечая на это вопрос, я чётко выделяю для себя две группы людей:

Для первой группы компьютерные игры, как и большинство игр на открытом воздухе, - отличная возможность «выпустить пар». Получить необходимую разрядку, например, сыграв несколько матчей в Call of Duty или FIFA - самая частая мотивация. Именно поэтому соревновательные игры, а также шутеры, экшены и слэшеры столь популярны. И в этом нет абсолютно ничего странного или неправильного. Главное отдавать себе отчёт, что именно это и является вашей основной мотивацией играть. В конце концов, компьютерное насилие и азарт помогают выплеснуть лишние эмоции в виртуальный мир, а не на членов семьи или коллег по работе, что крайне важно для человека в принципе.

Для второй же группы, компьютерные игры - способ получить уникальные впечатления, которые невозможны в реальной жизни. Этим людям игры помогают найти ответы на насущные вопросы, решить личные проблемы и взглянуть на мир под другим углом. К слову, это именно то, что делает единичные компьютерные игры искусством, что нельзя сказать больше ни про один другой вид игр в принципе.

Главная цель в Journey - само путешествие, которое у каждого конкретного игрока будет ассоциироваться с личным «путем» к заветной цели. Journey когда-то стала воплощением в игровой форме моего стремления успешно сдать экзамены и поступить в вуз, поэтому для меня это очень личная игра. В ней я соревновался лишь с самим собой. Я пытался понять, чего на самом деле хочу и как этого можно добиться. Лишь очень немногие игры способны на таком личностном уровне влиять на игрока, помогая ему с реальными проблемами.

Нельзя сказать, что эти две группы игроков никогда не пересекаются, но случается это очень редко. Я, например, в равной степени могу увлечься Journey или Call of Duty . Всё зависит от конкретной цели, которую я преследую, когда нажимаю кнопку Play. Но в то же время я знаю множество людей, которым Stanley Parable покажется абсолютно бессмысленной. Как сказал один мой знакомый, поиграв в неё час: «Я не хочу так бесполезно тратить своё время». Другой же мой хороший друг просто не в силах понять, что увлекает миллионы людей проводить десятки и сотни часов за Battlefield . Для него военная техника, взрывы, стрельба - пустое и ненужное времяпровождение в случае, если оно не служит какой-то более высокой цели, чем просто демонстрация внушительных спецэффектов.

Пока я тут рассуждаю, у вас наверняка накопилось несколько мыслей по вопросу: «Зачем вы играете в компьютерные игры?» Я буду очень признателен, если вы ответите в комментариях. Давайте обсудим эту тему.

Мы обитаем в Яндекс.Дзене , попробуй. Есть канал в Telegram . Подпишись, нам будет приятно, а тебе удобно 👍 Meow!

Компьютерные игры прочно вошли в нашу жизнь, заняв почетное место лидера среди множества способов организации молодежного отдыха. Виртуальная реальность манит своими безграничными возможностями, а индустрия компьютерных развлечений каждый год преподносит геймерам все новые и новые игры, от которых просто невозможно отказаться. Однако о вреде компьютерных игр трубят все вокруг – и особенно волнует вопрос игровой зависимости родителей, чьи дети проводят все свободное время у монитора. Чем опасны компьютерные игры и могут ли они быть полезными?

Вред компьютерных игр

Самая главная опасность, которую представляют компьютерные игры – это возникновение игровой зависимости. Это настоящее отклонение психики, требующее помощи квалифицированного врача и поддержки родных и близких.

Человек, поддавшийся зависимости от компьютерных игр, буквально живет в виртуальной реальности, лишь изредка «отлучаясь» в оффлайн. Крайняя степень игровой зависимости – когда у игромана пропадает аппетит (ему не хочется отлучаться от игр даже для принятия пищи) и сон (он жалеет время на отдых и даже во сне продолжает завоевывать миры и убивать врагов). Самое страшное в этой зависимости то, что она обычно начинается довольно безобидно, не вызывая подозрений со стороны близких людей. Поэтому так сложно бороться с игровой зависимостью – когда она становится очевидной, так просто вытащить игромана из ее щупалец невозможно.

Особенно ощутим вред компьютерных игр для детей, среди которых особую группу риска составляют подростки. Их неокрепшая психика за считанные дни поддается негативному влиянию игр, и перед родителями остро становится проблема того, как оторвать чадо от компьютера. К тому же, дети, в отличие от взрослых, не знают меры и хуже ощущают чувство времени – им кажется, что за компьютером они провели всего лишь несколько минут, в то время как прошло уже несколько часов.

Впрочем, вред компьютерных игр сказывается и на взрослых. И если рядом с подростком может и должен оказаться взрослый, который обязан вырвать его из игровой зависимости, то за взрослым геймером мало кто следит. А между прочим, компьютерные игры, наряду с пьянством и изменами, становятся одной из наиболее популярных причин разводов в молодых семьях. Ну какой жене понравится муж, все свободное время проводящий не в кругу семьи, а в окружении виртуальных роботов, зомби и киллеров? К тому же, со временем геймер становится невнимательным, рассеянным, у него не ладится с работой, он игнорирует свои обязанности. Игровая зависимость становится причиной развала семьи, проблем на работе, приводит к депрессии и одиночеству.

Многие геймеры идут дальше и готовы тратить деньги, чтобы воспользоваться платными услугами в онлайн-играх. Стать за несколько минут самым сильным и крутым, не «прокачивая» своего героя в течение нескольких месяцев – ну кто об этом не мечтает? И создатели онлайн-игр «услужливо» подсовывают игрокам такую возможность. Конечно, не бесплатно. А поскольку одной игрой все не ограничивается, из семьи потихоньку начинают уплывать деньги, геймер со временем залазит в долги, реальная жизнь начинает напоминать сущий ад, зато в жизни виртуальной он – король, бог и супергерой. Такова цена игровой зависимости.

Говоря о вреде компьютерных игр для детей и взрослых, стоит отметить, что особую опасность в этом плане представляют различные стрелялки, бродилки, леталки и гонки .

Чем опасны компьютерные игры-стрелялки? Это самый опасный вид игр, поскольку игровая зависимость, вызванная ими, сопровождается агрессивностью, озлобленностью. И немудрено – часами отстреливая людей в виртуальном мире, вряд ли станешь добрейшей души человеком.

Вредны также бродилки, леталки и гонки, которые хоть и не характеризуются агрессией, но требуют повышенного внимания, затягивают, от них сложно оторваться. Конечно, совершенно невозможным для геймера представляется нажать на паузу во время очередной гонки или прохождения лабиринта.

И, конечно, опасными в плане упомянутого выше материального расточительства являются компьютерные игры онлайн.

Кроме того, постоянное сидение за компьютером может вызвать негативные последствия: ухудшится зрение, возникнут проблемы с лишним весом и опорно-двигательным аппаратом, затекание кистей рук. Подробно о влиянии компьютера на здоровье вы можете прочитать в .

Польза компьютерных игр

Вы еще верите после всего прочитанного, что от компьютерных игр может быть польза? Оказывается, она действительно может быть!

В первую очередь, стоит обратить внимание на разновидности компьютерных игр, которые способствуют развитию интеллекта, логики, внимания, памяти и других качеств . Это различные логические игры, головоломки, ребусы. Особое место среди таких игр занимают стратегии. Такие игры не требуют повышенного внимания, скорости, напряжения глаз. Они размеренны и предназначены для длительного времяпровождения. Их можно прервать в любой момент, не рискуя быть убитым или съеденным.

Существует ряд развивающих компьютерных игр для самых маленьких детей от 3 до 5 лет. Они научат малыша буквам и цифрам, познакомят с миром животных и растений, окажут благотворное влияние на развитие эмоциональной сферы, поспособствуют развитию моторики рук (манипуляции с джойстиком, мышкой и клавиатурой), зрительной памяти, музыкального слуха.

Очевидна польза компьютерных игр и для младших школьников – для них разработано множество обучающих игр, которые помогут углубить свои познания в той или иной области, научат действовать в различных ситуациях, поспособствуют формированию усидчивости, сосредоточенности, внимательности.

С помощью компьютерных игр вы можете ненавязчиво обучить ребенка иностранным языкам, подтянуть его знания по тому или иному предмету, развить «хромающие» качества и способности. Безусловно, компьютер не должен стать единственным источником развития вашего чада – по-прежнему актуальными остаются книги, развивающие настольные игры, конструкторы, паззлы и, конечно, родительские внимание и ласка как неотъемлемый спутник всех занятий.

Именно поэтому прямая обязанность родителей – не запретить ребенку взаимодействовать с компьютером, тем самым вызвав обиду и агрессию, спровоцировав его к побегам в Интернет-клубы (где уж точно ему никто не предложит развивающих игр, а загрузят стрелялками и бродилками), а подобрать наиболее оптимальные для него варианты компьютерных игр, составить план занятий по ним, позволить играть во «вредные» стрелялки определенный лимит времени, стимулировать ребенка к отдыху не только в виртуальном мире, но и в мире реальном.

Да и для взрослого человека есть польза компьютерных игр, «потребляемых» в меру . Это хороший способ расслабиться после тяжелого рабочего дня, отвлечься от обыденной суеты, «пошевелить мозгами». Как и в случае с детьми, здесь важна разновидность игры (ну какой отдых и расслабление в очередной стрелялке?) и время, которое ей уделяется. От 1-2 часов в сутки, проведенных в компьютерных мирах, ничего плохого не случится.

Вред и польза компьютерных игр. Итог

Что же мы имеем в итоге? Как выяснилось, все упирается в чувство меры и разновидность игры. Виртуальная реальность не должна занимать все свободное время человека, она также не должна провоцировать его на жестокость, развивать в нем агрессию и озлобленность. Это должен быть просто один из вариантов отдыха, наряду с занятиями спорта, прогулками на свежем воздухе, чтением книг, просмотром фильмов, встречами с друзьями…

Если вы поняли, что вы лишены всего перечисленного, и в вашей жизни остались только игры – срочно боритесь с этим! А еще лучше – просто не допускать такой ситуации. Жизнь так прекрасна и разнообразна – и было бы так глупо провести всю ее, сидя перед экраном монитора.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Познаем компьютер вместе